RUS / ENG / FIN
спецпредложения

Хотите скидку?

Легко!

Подробности по телефону:

+7 921 932-85-00

Просто позвоните!

Новости

« Назад

Завершен первый этап работы по сохранению исторического судна 04.05.2011 10:09

Итальянские реставраторы ООО «Атриум» (Санкт-Петербург) завершили работы по обследованию, разборке, перевозке и складированию элементов исторического судна, выброшенного на берег Ладожского озера в устье реки Олонка осенью 2009 года, и разработали предложения по его реставрации и музеефикации. Работы выполнены за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Карелия. Заказчиком выступил Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия.

Проект здания павильона

Проект здания павильона

В рамках проекта была проведена историко-культурная экспертиза найденных фрагментов исторического судна, которая идентифицировала их как фрагменты ладожского галиота, построенного на одной из частных верфей в последней четверти ХIХ века (не ранее 1874 г.) и использовавшегося в качестве грузового судна. Галиоты имели широкое распространение в районах Балтийского и Северного морей в ХVIII-ХIХ веков преимущественно для прибрежного плавания. Датировка судна подтверждена результатами дендрохронологического анализа, выполненного научной группой кафедры географии Карельской государственной педагогической академии. Предполагается изначальное наличие на судне двух мачт. Размеры судна - 25 метров в длину и 8,5 метров в ширину. Оно имело плоский киль, прочную и устойчивую носовую часть. Учитывая, что на сегодняшний день подобные объекты единичны и, как правило, представляют собой отдельные небольшие фрагменты, не дающие полного представления о конструкции и технологии постройки исторических судов, специалисты определили, что представленный к исследованию объект является уникальным памятником истории судоходства на Ладожском озере и традиционного судостроения на севере России. Он требует сохранения путем музеефикации с целью дальнейшего изучения и возможной визуальной реконструкции судна.

Части судна на складе временного хранения

Части судна на складе временного хранения

После обследования, проведенного на побережье Ладоги, деревянные и металлические части судна были промаркированы и перевезены в Олонец. До проведения реставрационных работ они размещены в складском помещении, отвечающем условиям их содержания. В первую очередь, необходимо провести консервационные работы - обработку элементов судна специальными составами, т.к. по мнению специалистов с наступлением теплого периода начнется активный процесс разрушения древесины под воздействием биохимических факторов. Проведение реставрационных работ планируется в два этапа: на складе временного хранения будет проведена тщательная очистка от загрязнений и отмывка от солей уже разобранных деталей судна, их антисептическая и укрепляющая обработка, а также структурное восстановление и укрепление разрушающихся участков. Сборка судна будет осуществляться непосредственно на месте его постоянной экспозиции в соответствии со схемами и чертежами, выполненными в ходе его разборки. В процессе сборки будут использованы оригинальные металлические гвозди и нагели, при необходимости вновь изготовленные. Однако, в целом, предполагается собрать судно в единую структуру без использования каких-либо новых элементов, что позволит воссоздать его исторический облик с полным сохранением подлинности.

Проект музеефикации судна предлагает рассматривать его в общем контексте истории Олонца и его исторического центра, включающего территорию расположения Олонецкой крепости и острова Мариам, где и планируется новая экспозиция. Место постройки здания для судна выбрано рядом с береговой линией реки. Предполагается максимальная прозрачность помещений здания, что позволит видеть объект снаружи и даже - с противоположного берега реки. Такое расположение судна вблизи поверхности воды в помещении, частично нависающем над берегом реки, должно создавать впечатление «живущего» судна, находящегося в плавании по ладожским водам.

Новая экспозиция должна стать весомой частью единого музейного комплекса исторического города Олонца на базе существующего Олонецкого национального музея карелов-ливвиков. Сам памятник рекомендован экспертами для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, а для Карелии подаренное Ладогой историческое судно, несомненно, станет одним из новых и значимых туристских брендов.

(по материалам Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия)

Валентина Маркова

 

Источник: Портал "Карелия официальная"